Торгово-промышленная палата РФ
Комитет по безопасности предпринимательской деятельности
Подкомитет по развитию индустрии безопасности

Ужесточение мер ответственности руководителя за конфликт интересов подчиненных обеспечит неотвратимость наказания за нарушение антикоррупционного законодательства

Депутат Госдумы Анатолий Выборный прокомментировал предложение Минтруда увольнять начальников за конфликт интересов подчиненных

Парламентарий подчеркнул, что конкретизация мер ответственности непосредственных руководителей позволит устранить существующую правовую неопределенность. После принятия поправок таким наказанием станет увольнение начальника «в связи с утратой доверия», если он не принял меры к разрешению конфликта интересов подчиненного.

«Мы последовательно совершенствуем регулирование института предотвращения конфликта интересов на законодательном уровне. И в этом плане крайне важная обратная связь от правоприменителей, которые в режиме реального времени работают с нормами и институтами, формируемыми парламентом. Важность инициативы Минтруда в том, что она направлена на реализацию базовых принципов антикоррупционного законодательства. И прежде всего: единство антикоррупционных стандартов, включая ответственность, а также – неотвратимость наказания», – подчеркнул Анатолий Выборный.

По его словам, анализ правоприменительной практики показал, что сегодня в законодательстве нет четкой регламентации ответственности начальников за непредотвращение конфликта интересов подчиненных. Предложенные в Минтруда изменения позволят устранить существующую правовую неопределенность. Вместе с конкретизацией мер ответственности, ввиду того что она будет возложена на непосредственного руководителя, потребуется раскрыть содержание этого понятия в Трудовом кодексе – обозначить, кто такой «непосредственный руководитель».

«Система антикоррупционных стандартов должна быть единой для всех институтов власти. Предложенный Минтрудом законопроект затронет представителей исполнительной власти – государственных и муниципальных служащих, сотрудников таможенных органов, уголовно-исполнительной системы и Следственного комитета, а также МВД и противопожарной службы. Ранее, в 2018 году, институт конфликта интересов уже получил развитие в законе о статусе парламентария, установив меры ответственности за коррупционные правонарушения для законодателей – депутатов и членов СФ. В частности, за непринятие мер по предотвращению конфликта интересов», – пояснил Выборный.

Он также напомнил, что в 2022 году был принят закон, направленный на предотвращение конфликтов интересов при госзакупках и закупках госкомпаний и некоторых других юрлиц. Были уточнены условия, при которых может возникнуть конфликт интересов между участниками и заказчиком государственных или муниципальных закупок, а также перечень лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок.

«Под конфликтом интересов закон предусматривает личную заинтересованность должностного лица, которая строится на основании родственных, имущественных и корпоративных отношений. Другими словами, если исполнение полномочий позволяет человеку, наделенному властью, либо его родственникам, извлечь какую‑либо выгоду», – уточнил Выборный.

Парламентарий добавил, что задача предусмотреть правовые нормы ответственности в случае наступления конфликта интересов пошагово реализуется в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы, который президент Владимир Путин утвердил в 2021 году.